а) О реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах:
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Огаревский детский сад № 43»
Адаптированные образовательные программы в Детском саду № 43 в настоящее время не реализуются.
Форма обучения: очная.
Нормативный срок обучения: от 2-х до 7-ми лет (5 лет).
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации): отсутствует.
Язык(и), на котором (ых) осуществляется образование (обучение): русский.
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой:
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по следующим образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Практики, предусмотренные соответствующей образовательной программой:
не предусмотрены.
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: не используются.
б) Об описании образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования является нормативно-управленческим документом организации и согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» определяет объем, содержание, планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования) и организацию образовательной деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Огаревский детский сад № 43», обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи.
Образовательная программа дошкольного образования (общеразвивающей направленности) муниципального дошкольного образовательного учреждения «Огаревский детский сад № 43» со сроком освоения 5 лет разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также:
- Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям общественного питания населения»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 - 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Огаревский детский сад № 43».
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) и инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой (2019 г.).
Цели и задачи деятельности образовательной организации по реализации образовательной программы дошкольного образования:
Цели:
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально – культурных традиций;
- проектирование социальных ситуаций развития ребёнка и развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение игру, познавательно – исследовательскую деятельность и другие формы активности;
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Программа в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Данные цели Программы реализуются через решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.
Содержание образовательной программы дошкольного образования учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
Содержание образовательной программы дошкольного образования обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
Содержание образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Огаревский детский сад № 43»:
Введение.
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи по реализации Программы
1.1.1.1. Цели и задачи по реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений
1.1.2. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы
1.1.2.1. Принципы и подходы к части программы, формируемой участниками образовательных отношений
1.1.5.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
1.1.4. Возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
2.1. Особенности осуществления образовательного процесса
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях
2.2.1. Ранний возраст (2-3 года).
Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
2.2.2. Дошкольный возраст (3-8 лет)
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
2.3. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, формируемое участниками образовательных отношений
2.4. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
2.5. Взаимодействие взрослых с детьми
2.6. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
2.7. Способы поддержки детской инициативы в освоении образовательной программы
2.8 Способы и направления поддержки детской инициативы
2.9. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
III. Организационный раздел.
3..2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
3.3. Кадровое обеспечение реализации Программы
3.4.Психолого-педагогические условия
3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.7.Финансовые условия реализации программы.
муниципального дошкольного образовательного учреждения «Огаревский детский сад № 43».
Об описании учебного плана
Учебный план муниципального дошкольного образовательного учреждения «Огаревский детский сад № 43» на 2022-2023 учебный год разработан в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил и норм САНПИН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям общественного питания населения», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 - 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», образовательной программой дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 25».
О календарном учебном графике
Календарный учебный график муниципального дошкольного образовательного учреждения «Огаревский детский сад № 43» на 2022 – 2023 учебный год составлен в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил и норм САНПИН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям общественного питания населения», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 - 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», образовательной программой дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения ««Огаревский детский сад № 43».
Календарный учебный график составлен в целях:
О методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, а также рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, включаемых в основные образовательные программы в соответствии с частью 1 статьи 12.1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Режим дня муниципального дошкольного образовательного учреждения «Огаревский детский сад № 43» на 2022-2023 учебный год разработан с учетом Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», образовательной программой дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Огаревский детский сад № 43», требований Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» и регламентирует организацию режимных моментов (проведение непрерывной образовательной деятельности, прогулки, питания, дневного сна, др.), требований Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил и норм САНПИН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям общественного питания населения» (регламентирует организацию питания), требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 - 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Расписание организации непрерывной образовательной деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Огаревский детский сад № 43» на 2022-2023 учебный год составлено с учетом Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», образовательной программой дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 25», требований Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил и норм САНПИН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям общественного питания населения», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 - 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Рабочая программа воспитания муниципального дошкольного образовательного учреждения «Огаревский детский сад № 43» разработана на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Рабочая программа воспитания Детского сада № 43 определяет содержание и организацию воспитательной работы на уровне дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении«Огаревский детский сад № 43» .
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в дошкольной образовательной организации предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования.
Программа воспитания Детского сада № 43 строится на целеполагании, ожидаемых результатах, видах деятельности, условиях формировании воспитывающей, личностно развивающей среды, отражает интересы и запросы участников образовательных отношений:
- ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на основе возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей;
- родителей ребенка (законных представителей) и значимых для ребенка взрослых;
- государства и общества.
Программа воспитания и организация воспитательной работы в дошкольной образовательной организации спланирована с учетом региональной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.
Основой разработки Программы воспитания являются положения следующих нормативно-правовых документов:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками);
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Федеральный Закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
- Федеральный Закон от 29 декабря .2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
об утверждении Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 – 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно –
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 25».
Программа учитывает Примерную программу воспитания, которая была разработана сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и одобрена решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
Программа воспитания является компонентом образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Огаревский детский сад № 43». В связи с этим, структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусмотрена обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания детей в дошкольной образовательной организации лежат конституционные и национальные ценности российского общества.
В Программе воспитания Детского сада № 43 учитывается, что
основой организации воспитательного процесса в дошкольном возрасте
являются представления об особенностях данного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления Программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в Программе воспитания отражено взаимодействие участников образовательных отношений со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе, возможно, воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они нашли свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО:
- ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания;
- ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания;
-ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания;
- ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания;
- ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания;
- ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.
Воспитательные задачи, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, реализуются в рамках образовательных областей – социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического, физического развития.
Программа воспитания Детского сада № 43 (6)
Календарный план воспитательной работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 25» составлен с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых работниками в 2022 – 2023 учебном году.
Календарный план воспитательной работы разделён на направления воспитательной работы дошкольной образовательной организации в соответствии с Рабочей программой воспитания муниципального дошкольного образовательного учреждения «Огаревский детский сад № 43».
в) О численности обучающихся по реализуемым образовательным программам, в том числе:
Об общей численности обучающихся – 70 человек
О численности обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами)– 0 человек
О численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами)– 70 человек
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) – 70 человек
Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приёме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее договор об оказании платных образовательных услуг) (в том числе с выделением обучающихся, являющихся иностранными гражданами) – 0 человек
Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами – 0 человек
г) информация о лицензировании на осуществление образовательной деятельности